Плюсы и минусы франшизы
up3r5 31-08-2022, 20:00 266 БлогНа сегодняшний день при открытии своего бизнеса все большее количество предпринимателей обращается к такому виду вложения капитала, как франшиза. Другими словами, когда финансы вкладываются в лицензию, позволяющую пользоваться торговой маркой уже существующего предприятия и реализовывать его продукцию или услуги в определенном регионе страны. При этом заемщик франшизы (или, как его еще называют, лицензиат) платит компании- лицензиару первый взнос, а дальше оплата происходит уже ежемесячно. В настоящее время существует франшиза на продажу готового товара, подразумевающая, что ее получатель выплачивает лицензиару финансы за право реализации товаров его торговой марки. После того, как держатель франшизы выкупит у лицензиара товар, он имеет право его перепродать. К получателям того вида франшизы нередко относятся предприятия по реализации автомобилей, а также бензоколонки. Франшиза на производство дает заемщику право не только реализовывать товары лицензиара, но и производить их. При этом на изготовление товаров расходуется сырье и материалы, приобретенные у лицензиара (например, завод по розливу безалкогольных напитков). А есть франшиза на вид деятельности, когда начинающий бизнесмен может открыть собственное предприятие с использованием наименования компании-лицензиара и сохранением ее вида деятельности. Самый яркий пример такого вида франшизы - цепь закусочных. Популярность использования франшизы объясняется тремя причинами. Прежде всего, это выгодно как лицензиату, который получает возможность пользоваться проверенными способами организации бизнеса, так и лицензиару, который может укрепить позиции собственной компании. Кроме того, третьей выигравшей стороной являются сами покупатели, имеющие шанс беспрепятственно приобретать необходимые им товары и услуги. Конечно, лучше всего приходится именно лицензиарам. Ведь они расширяют свой бизнес, не вкладывая при этом в это дело своих финансов. Более того, им за это еще и платят. Лицензиат, обращаясь к франшизе, может быть уверен в жизнеспособности предприятия, а значит, шансов прогореть практически нет. Еще один плюс – это то, что потребитель уже знаком с торговой маркой и ему не нужно ее рекламировать. Кроме того, франшиза решает самую главную проблему, стоящую перед бизнесменами в начале пути – отсутствие необходимого капитала. Но лицензиар, естественно, проверит финансовые возможности потенциального заемщика. Проблемы возникнут у тех компаний, материальных средств которых будет недостаточно для покрытия расходов, связанных с открытием предприятия. Нужно отметить, что объем инвестиций, в зависимости от вида франшизы, может колебаться от нескольких тысяч до миллиона долларов. Первый взнос идет на подбор местоположения будущей компании, анализ рынка, специализированное обучение и техпомощь. Также эта сумма должна погасить расходы на строительство или аренду помещения, его ремонт, приобретение сырья и материалов и руководство компанией в первые полгода-год. Разумеется, далеко не все желающие располагают необходимой для подписания договора суммой. В качестве альтернативы лицензиаты берут ссуду в банке, по крайней мере, на покрытие самых необходимых расходов. Иногда при этом кредитором выступают сами предприятия-лицензиары. Возвращаясь к преимуществам франшизы, нужно отметить, что лицензиар не только оказывает финансовую и консультативную помощь, но и обучает преемника методам управления предприятием. Большинство из них предлагают также свои услуги в вопросах рекламы, налогов, а также руководства ежедневной деятельностью компании, работающей по франшизе. Как бы там ни было, а франшиза обладает и рядом недостатков. Прежде всего, желаемое многими богатство не является обязательным результатом этого вида кредитования. Несмотря на свою надежность, дешевым такое дело не назовешь. По словам экспертов, иногда на оформление франшизы уходит на 10-30% больше средств, чем на открытие своего собственного бизнеса. И еще: далеко не все виды франшиз приносят хорошие доходы предпринимателям. Серьезным недостатком является и изменчивость суммы ежемесячных платежей. Она может колебаться от 0 до 20% от общего объема продаж. К минусам франшизы можно отнести ущемление независимости в ведении бизнеса. Дело в том, что лицензиар нередко вмешивается во все отрасли деятельности, контролируя даже такие мелочи, как униформа служащих. Также приобретение товаров или услуг компании-лицензиара будет происходить только по тем ценам, которые она установит. И в довершение всего, далеко не каждый лицензиар будет советоваться с лицензиатом при принятии важных для компании решений.