Система управления знаниями

 

Любая организация периодически встречается с такой проблемой, как уход сотрудников. Причем порой компания теряет специалистов, которые за годы работы накопили огромное количество ценных знаний. Этот массив они, разумеется, уносят с собой. Ввиду этого сегодня довольно широкое распространение получили системы управления знаниями, которые вводятся руководителями на многих предприятиях.

Система управления знаниями – это комплекс мер, направленных на создание и непрерывное обновление базы ценной для предприятия информации, доступной сотрудникам компании.

Переоценить значимость и пользу такого нововведения сложно, поскольку для некоторых компаний знания являются основой успешной деятельности. Например, конкурентные преимущества компаний, работающих в сфере интеллектуальных услуг, основываются именно на информации.

Рассматривая знания как наиболее ценный актив любой организации, следует помнить и учитывать тот факт, что данный актив требует надлежащего управления.

 

Прежде всего, необходимо четко разделять составляющие этого актива:

  •   Данные (т.е. набор цифр, фактов);
  • Информацию (т.е. уже обработанные данные – показатели, результаты анализа и расчетов);
  • Знания (навыки по применению полученной информации, способность принимать решения на основе имеющейся информации, способность анализировать и оценивать информацию) — наиболее субъективный элемент, важную роль в формировании которого играет штат сотрудников.

 

Для того, чтобы правильно организовать управление знаниями на корпоративном уровне, важно учитывать, что формирование знаний происходит в умах людей, вследствие чего управление знаниями – процесс более сложный и тонкий, чем составление общей базы знаний.

Во многих международных компаниях давно и повсеместно используется практика создания специальных центров, нацеленных на управление знаниями. Сотрудники этих отделов занимаются организацией источников знаний – в основном посредством создания электронных систем. Также в сферу задач персонала центров управления знаниями могут входить изучение и анализ ситуации на рынках, подготовка информативных обзоров для сотрудников компании, проведение тренингов и обучающих семинаров.

Некоторые предприятия в дополнение к внутреннему сайту, используемому в качестве источника информации об изменениях и новостях компании, создают также электронную библиотеку, содержащую полезные издания, аудио- и видеоматериалы.

Организация и проведение внутренних презентаций, тренингов, мини-семинаров, посвященных разным навыкам и областям знаний, занимают особое место среди инструментов хранения и передачи знаний.

Несмотря на огромные возможности техники, позволяющие создавать электронные системы, которые возьмут на себя большую часть заданий по хранению и передаче знаний, значительное влияние уделяется работе с персоналом. Ценные знания зачастую передаются в процессе общения. Скрытые знания сотрудников компании – актив, который труднее всего извлечь.

Для выявления скрытых знаний проводятся мероприятия, способствующие укреплению связей между сотрудниками компании, налаживанию неформального общения коллег. Целью корпоративного общения выступает формирование благоприятных условий для создания знаний. Прямое взаимодействие сотрудников может быть достигнуто посредством проведения skype-конференций либо совместных презентаций, которые требуют навыков социализации и умения работы в команде.

0 комментариев

Добавить комментарий

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив